Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Хлебное место

как есть хлебУмение правильно вести себя во время застолья, способность грамотно и красиво есть, к сожалению, не является отличительной чертой многих из наших соотечественников. Однако, получая возможность проконсультироваться у специалиста по этикету, большинство из нас чаще всего проявляет активный интерес лишь к омарам, улиткам, спарже, артишокам и другим экзотическим блюдам, полагая, что поглощение их является по-настоящему сложными. Между тем, правильно, то есть по всем нормам столового этикета, справиться с куском хлеба на каком-нибудь официальном приеме способны далеко не все.

В Средние века хлеб воспринимался едва ли не как живое существо. Профессия пекарей во всех культурах мира считалась одной из самых уважаемых. Хлеб служил мерилом ценностей. Все, что касалось хлеба, воспринималось очень серьезно. 

В средневековой Руси отношение к хлебу было столь же серьезным. Можно сказать, государственным. В феодальной России в 16 – 17 веков цены и качество выпекаемого хлеба в городской торговле подвергались контролю со стороны государства, что лишний раз подтверждает значение хлебного вопроса как политически важного. По одному из указов начала 17 века «О хлебном и калачном весу» утверждались цены на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов из пшеничной муки. За исполнением указа следили специально назначенные для этих целей приставы, которые  обязаны были обходить Кремль, Китай–город, а также «торжки малые» и «взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые и коврижечные мягкие». При обнаружении каких-либо нарушений, виновных подвергали большому штрафу или телесному наказанию

Городское и сельское население дореволюционной России употребляло в пищу в основном ржаной или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле и сытнее пшеничного белого хлеба. Но в европейских странах с начала 19 века все большее признание получал именно пшеничный белый хлеб. Его распространению способствовали наполеоновские войны. Дело в том, что Франция, которая раньше всех перешла на белый хлеб, была лидером по его производству. Солдаты наполеоновского войска, не желая  отказываться от любимого продукта, брали его с собой в походы, способствуя, таким образом, популяризации белого хлеба среди населения других европейских стран. Однако процесс распространения качественного пшеничного хлеба, изготовленного из отборной муки иногда с добавлением молока, занял весьма продолжительное время, что во многом было связано с местными традициями и национальными вкусовыми пристрастиями, от которых, как правило, отказываются только в исключительных случаях. Так, граф Шереметев, вернувшись из Парижа, как-то сказал Пушкину: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего. Черного хлеба не допросишься…». Сам же Пушкин, бывая на Кавказе, с трудом выносил пресный кавказский лаваш. 

Однако со временем не только черный, но и белый русский хлеб получил всеобщее признание. Так, в 19 веке знаменитые московские калачи прославились не только по всей империи, но и по всему миру. Калач обладал способностью к долгому хранению, поэтому его замораживали и вывозили в крупные российские города и даже в Париж. На месте калач размораживали в горячих полотенцах и подавали к столу (калач принято было есть горячим). В таком виде даже спустя два месяца он выглядел как свежеиспеченный. 

Правила этикета рассматривают способы употребления любого хлеба по сорту и качеству. Правил не так много, но об одном из них никогда не следует забывать. О нем, по воспоминаниям внучатой племянницы князя, строго предупреждал своих детей и внуков Феликс Юсупов - старший: «Хлеб не кусают, а берут по маленьким кусочкам». 

 Хлеб принято раскладывать в специальные плетёнки, предназначенные исключительно для него. Для себя хлеб принято брать руками, другим – подают и предлагают только в плетёнке. Брать хлеб руками, чтобы подать или передать его кому-нибудь из тех, кто находится рядом за столом, считается грубым нарушением этикета.  

За один раз принято брать не более двух кусков белого и двух кусков чёрного хлеба (но лучше все-таки ограничиться двумя кусками любого на выбор хлеба). Если четырёх кусков хлеба недостаточно, то пополнять его принято по мере съедения.  Накладывать себе сразу на весь обед хлебную горку считается неприличным. 

как есть хлеб, правила этикетаХлеб кладётся из общей тарелки к себе на хлебную (другое название – пирожковую) тарелочку. В персональном куверте, то есть индивидуально сервированном месте гостя за столом, она занимает положение слева от подстановочной тарелки, которая устанавливается прямо перед гостем. Иногда, при отсутствии необходимого количества посуды, тарелочка для хлеба заменяется  обычной бумажной салфеткой. Подобная замена считается вполне допустимой. Особенно на домашних обедах. Но если речь идет о банкете, то необходимо быть внимательным и ни в коем случае не перепутать свою хлебную тарелочку  с точно такой же хлебной тарелочкой, находящейся справа – она относится к другому куверту и, следовательно, принадлежит другому гостю. 

Хлеб на своей тарелочке отламывают пальцами левой руки от целого куска (или булочки белого хлеба) по кусочку и направляют себе в рот. Удобнее всего сначала разломить кусок хлеба пополам, а затем от половинки отломить еще кусочек. Таким образом, все крошки останутся на тарелке, а не на скатерти. Откусывать от целого куска не принято - можно только отламывать. 

Не принято также широко открывать рот, направляя в него кусок хлеба (при небольших размерах хлебного кусочка или бутерброда это будет невозможно сделать); 

Не принято, отламывая кусочек хлеба на своей тарелке, оттопыривать мизинец левой руки. Такой способ еды использовали, в основном, дореволюционные приказчики в лавках, полагая, что именно так они демонстрируют хорошие манеры. Интересно, что некоторые из наших современников до сих пор прибегают к столь необычному способу употребления хлеба. Но к читателям журнала это, полагаю, не относится. 

Правила этикета:

  • Хлеб принято раскладывать в специальные плетёнки, предназначенные исключительно для хлеба.
  • Хлеб нарезают кусками толщиной до 1.5 см.
  • Принято брать не более двух кусков белого и двух кусков чёрного хлеба.
  • Хлеб кладётся из общей тарелки к себе на хлебную (другое название – пирожковую) тарелочку.
  • Хлеб не кусают, берут по маленьким кусочкам
  • Хлеб отламывают пальцами левой руки от целого куска по кусочку и отправляют себе в рот.
  • Не принято, отламывая кусочек хлеба на своей тарелке, оттопыривать мизинец левой руки.

Э.Басманова, специалист по этикету, историк-музеевед.  

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.