Женский Петербург
Мода
Звезды
Красота и здоровье
Любовь и секс
Психология
Карьера
Дом и интерьер
Рецепты
Семья и дети
Отдых
Смотреть
Новости
Рио 3D

Карта сайта

Культура

Философия брака

Философия бракаВ 70-х годах в работах демографов и других специалистов, изучающих понятие «семья», высказывалась следующая мысль: «На Западе брак распадается и будущее его туманно. В Советском Союзе показатели брака самые высокие. Вот преимущество коммунистической модели». Прошло всего тридцать лет, и сегодня число разводов в России гораздо больше, чем в западных странах. Более того, в Америке и Западной Европе семья и ее заботы стали основными ценностями, в то время как у нас, судя по опросам, главными ценностями являются деньги и успех. Все переменилось с точностью до наоборот.

Первые мысли о том, что модель брака уже устарела в том виде, в котором общество привыкло его понимать - один мужчина и одна женщина, появились за рубежом. Одной из причин этому стала молодежная сексуальная революция 60-х годов: «Мир отвратителен и несправедлив. В основе бизнеса и политики – ложь и обман. Карьера, государственная служба – все неправда и ничего хорошего не приносят». Понятия «семья» и «брак» также относятся к фальшивым и уходящим ценностям. Секс – это единственное, где есть чистота отношений и обоюдное естественное желание. Секс возводится на пьедестал чуть ли не основного занятия в жизни. Тогда, не случайно, становятся популярны «Beatles» и движение хиппи с их программными лозунгами «Не занимайтесь войной, а занимайтесь любовью», «Дети – это цветы». Молодые люди из благополучных семей предпочитают ходить в рваной одежде, оттуда, кстати, вновь пришла к нам современная мода на рваные джинсы как презрение к «гладкому» и «причесанному» миру. Тогда же западное общество переболело наркотиками: если
окружающий мир грязный и ужасный, то лучше уйти в собственный мир переживаний и чувств. Тогда же возникло безумное влечение к Востоку: уезжали в Непал, носили яркую длинную одежду и характерные украшения, увлекались восточной философией. Что, впрочем, частично сохранилось и сегодня. Тогда же общество пришло к тому, что раз брак бессмысленен и число разводов грандиозно, то надо искать новые формы семьи. Эта форма была найдена – коммунный брак. Причем, предполагалось, что государство будет законно фиксировать такие браки. Многие с радостью подхватили эту идею, казалось, что теперь человек найдет счастье в семье. Во-первых, будет несколько сексуальных партнеров и не будет причин «ходить на сторону». Во-вторых, дети вырастут замечательными, уж точно не эгоистами, в мире, согласии и любви, и, в-третьих, за этим браком будущее: здесь все равны друг перед другом, все общее, здесь вырастет человек будущего, человек справедливости. Но в итоге ни один коммунный брак не просуществовал больше полугода. На сегодня таких браков нет вообще. Оказалось, что по всем позициям пошли большие трещины. Сексуальная жизнь все равно приводила к тому, что мужу № 5 от гнева сводило челюсти оттого, что к жене № 3 идет муж № 8, то есть парочки складывались внутри семьи. Да и в отношении детей было обращено внимание на то, что при неизбежных конфликтах родители все равно принимали сторону биологических детей, а не общих. Короче, из этого ничего не получилось.

В обществе появились закономерные вопросы: а не умирает ли брак? зачем он нужен, если можно жить и без регистрации? Многочисленные исследования, в частности, в моем институте, показали, что несмотря на колоссальное количество разводов, брак никуда не исчезает – меняются его ценности. У современного общества просто изменились мотивы создания семьи. Несколько десятков лет назад люди вступали в брак совсем по другим причинам. В 50-е годы ученые определяли три главные ценности брака. Понятие «брачность» тогда стояло на первом месте, и зарегистрировав свой брак, супруги автоматически возводили свои отношения в ранг родственных. Второй ценностью были сексуальные отношения. Если человек хотел наладить регулярную сексуальную жизнь, то, значит, ему обязательно надо было жениться, как у Фонвизина: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Третьей причиной вступления в брак была репродукция, рождение детей. Сложно представить, что не так давно отношение к женщине, родившей и воспитывающей ребенка без мужа, в обществе было резко отрицательным. Сегодня, как ни странно, это уже не считается чем-то постыдным. В 1960 году в Ленинграде среднее число детей, родившихся без отца, составляло 0,7 % от всех рожденных детей в городе в этом году. Данные наших лет говорят о том, что таких детей рождается в Петербурге в среднем - 12 – 13 %. Цифры выросли почти в двадцать раз. Получается, за полвека общество сделало сальто от полного неприятия добрачных отношений до полного их принятия. Появились новые ценности и мотивы вступления в брак. Теперь люди стремятся не к брачности, а к комфортным, удобным друг для друга отношениям. Это мотив адаптации. На первый план выходит не мотив сохранения семьи, а поиск идеального партнера, с которым будет максимально комфортно. И здесь не помогают никакие брачные обеты в церкви или что-то еще. Человек будет жениться, разводиться, снова жениться и снова разводиться, пока не найдет нужного партнера, что бывает крайне редко. Степень адаптации считается тем выше, чем больше совпадений по уровням совместимостей.

Второй ценностью сегодня становится интимность. Современные люди стали ценить глубокие внутренние отношения. Научно-техническая революция, особенно в крупных городах, дала человеку жизнь, похожую на муравейник. В психологии есть понятия «одиночество в гнезде» и «одиночество в муравейнике». И то, и другое способствует тому, что человек замыкается в себе – отсюда разного рода психологические проблемы. В современном «муравейнике», когда по тебе ползают, ты ползаешь по другим, чувствуешь еще большее одиночество. Для этого и нужен близкий партнер, тот человек, с которым вас будут связывать личные истории и переживания.
И, наконец, третья ценность – это автономность. Современный брак имеет больше шансов на успех в том случае, если у каждого из супругов есть своя автономия, некая степень свободы. Проще говоря, чем длиннее поводок друг для друга, тем лучше, а если тебя вообще берут за ошейник, то хочется его тут же перегрызть и поскорей эту историю закончить.

Получается такая картина. На периферии люди в большей степени живут еще старыми ценностями. В крупных городах особенно молодежь живет новыми ценностями. А самая основная часть населения находится в промежуточном состоянии – старые ценности треснули, новые еще не сформировались, поэтому огромное количество разводов. И их число, к сожалению, будет пока расти.

Современный человек стоит перед проблемой индивидуального выбора, а появился этот выбор сравнительно недавно. Поэтому так сложно определиться и разобраться в своих предпочтениях. Если в вашем браке возникли серьезные разногласия, то не стоит применять коренные меры: или тут же кидаться в разные стороны, или терпеть друг друга.

Каждый отдельный случай – индивидуален. Поэтому, если вы обратились к специалисту, и он почти тут же дает конкретные советы: разводиться или попытаться всеми силами сохранить брак – то имейте в виду, перед вами – непрофессионал. Профессиональный психотерапевт-сексолог выступает в качестве зеркала в отношениях между супругами. Им сложно увидеть отношения со стороны, а специалист, словно фонариком, высвечивает их отношения, супружеская пара начинает объемней видеть всю ситуацию. Вот путь, когда вы ничего не меняете. Вот путь, если вы разводитесь. Вот путь, если вы начинаете работать, чтобы попытаться сохранить семью. Вот еще путь и так далее. Яркое освещение того, что сами супруги плохо видят в плену эмоций и личностного восприятия. Но в любом случае, какое бы окончательное решение вы не выбрали, это должно быть ваше самостоятельное совместное решение.

Лев Моисеевич Щеглов, доктор медицинских наук, профессор, ректор Института психологии и сексологии

 
 
чулки как выбрать, с чем носить

Читать
Слушать
Thirty Seconds to Mars - This is War
Мода | Звезды | Красота и здоровье | Любовь и секс | Психология | Карьера | Дом и интерьер | Рецепты | Семья и дети | Отдых
Copyright © 2011   "Женский Петербург".   Все права защищены.